Уже более пяти веков Арктика играет ключевую роль для нашей страны — но именно сейчас она начала динамично развиваться. Разбираемся, как работает морская транспортная артерия у северных берегов России и какое влияние она оказывает на экономическую устойчивость России
Это маршрут следования кораблей по Северному Ледовитому океану вдоль российского побережья в Арктике. Если смотреть с запада на восток, то Северный морской путь (СМП) начинается в Мурманске, а заканчивается в бухте Провидения на Чукотке. Иногда в состав СМП включают и Норвежское море: в этом случае маршрут начинается в Западной Европе. С восточной стороны СМП может доходить до Японии, Кореи и Китая. В зависимости от методики подсчета протяженность пути составляет от 5,6 тыс. до 14 тыс. км.
Маршрут интересен бизнесу и государству, так как представляет собой кратчайший морской путь между Европой и Дальним Востоком. При движении через Суэцкий канал расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока превышает 23 тыс. км, в то время как при движении по СМП протяженность падает почти в два раза — до 14 тыс. км. Использование СМП позволяет быстро и дешево доставлять грузы, которые прежде возили через Индийский океан: за счет этого компании со всего мира способны экономить миллионы долларов на топливе и оплате труда моряков. Для государства СМП представляет стратегический интерес, так как перенаправляет сотни судов в территориальные воды России.
Да. Будучи важной транспортной артерией, Северный морской путь создает множество рабочих мест для специалистов морского профиля и профессионалов в области нефтедобычи. Работники нужны и добывающим проектам, и флоту, и портам за Полярным кругом. С развитием СМП у компаний появляется готовая логистическая цепочка по доставке товаров из Арктики. В результате здесь открывают новые производства и горнодобывающие шахты — а это сотни миллионов рублей налоговых поступлений и тысячи новых вакансий.
Северный Морской путь работает прямо сейчас — но как этим маршрутом пользовались прежде? Попробуйте ответить на вопросы о российских купцах и мореходах, первопроходцах Русского Севера
В зимнее время судоходство целиком зависит от ледоколов. Так называют тип тяжелых судов, которые раскалывают лед впереди себя и создают канал, по которому могут плыть обычные суда. Ледоколы отличаются по типу двигателя: атомные (их у России всего семь) и дизель-электрические (таких намного больше). У одной только «Газпром нефти» в Арктике работает сразу два дизель-электрических ледокола, построенных в Выборге, — они называются «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий». В ближайшее время в России построят 37 судов специально для СМП: восемь из них будут ледоколами, 16 — аварийно-спасательными и 13 — гидрографическими.
Заправка судов — это целая индустрия со своими законами, сложностями и важными игроками. Одно из наиболее заметных топливных предприятий этого сектора — «Газпромнефть Марин Бункер». Оно доставляет судовое топливо в порт, где из цистерн его перегружают в специальные резервуары, а из них по трубам закачивают в суда-бункеровщики. Те доставляют топливо до судна, где бы оно ни находилось — даже в открытом море. Сама заправка длится несколько часов: средняя скорость перекачки топлива составляет 190 тонн в час. Сегодня каждое второе судно на СМП заправлено топливом «Газпромнефть Марин Бункер».
Не так давно суда заправляли исключительно мазутом, но теперь часть кораблей ходит на более экологичном дизельном топливе, другая часть подстраивается под природоохранные требования и создает новые виды топлива с пониженным содержанием серы. В частности, на Омском НПЗ «Газпром нефти» производят судовое топливо с содержанием серы всего 0,1%. Отличие такого продукта — в минимальном углеродном следе, что позволяет сокращать воздействие на арктическую экосистему.
А если топливо прольется? Хотя это и исключено, но на случай попадания даже крохотной части топлива на поверхность воды бункеровщики «Газпромнефть Марин Бункер» окружают бонами. Так называют плавучие заграждения из прочной ткани, стойкой к воздействию кислот, щелочей и нефтепродуктов. Боны не дают топливу покинуть огороженный участок, где оно оперативно локализуется и устраняется с поверхности воды специальным сорбентом. В результате экосистема арктических акваторий остается невредимой.
Как и в прочих точках планеты, экология Арктики зависит от тех, кто работает на ее территории. Проявляющие ответственность компании поддерживают стремление сохранить природу и разрабатывают правила, регламентирующие взаимодействие человека с окружающей средой. В частности, ледоколы «Газпром нефти» придерживаются принципа нулевого сброса. Это означает, что все отходы и отработанные материалы не покидают борт до захода в порт, где их передают для утилизации.
К 2035 году на маршруте построят третий глубоководный порт: к Мурманску и Сабетте присоединится Архангельск. Это повысит привлекательность для судовладельцев — ожидается, что совокупная масса транзитных грузов увеличится с нынешних 0,5 млн до 10 млн тонн в год. Общий объем грузоперевозок по СМП должен вырасти с существующих 35 млн до 80 млн тонн. Это произойдет за счет развития индустрии сжиженного природного газа (СПГ), а также экспорта нефти и угля.